На утро проснулись, за окном песни, оказалось напротив гостиничного номера располагаеться филармония, хорошо поют, душевно. Безуспешно поискав 92 бензин, залили 80тый и попылили дальше.
Филармония в Ховде ("Где-где? - В Ховде!")
Выезд из города
Галка фотографировала все попадающиеся указатели (наверное, и 10-ти штук не наберется ;)). Не для бандитского форсу, а чтобы была еще одна схема направлений в фотоаппарате, на всякий случай.
Налево - северная дорога: Буянт сум, Мянгад сум, Улаангом хот; направо - наша южная: Зэрег сум, Дарви сум, Говь-Алтай
Вообще, Монголия делится на 21 аймаг (что-то вроде наших областей), тут все просто. А вот далее запутаннее: в каждом аймаге есть сумы, мы их интерпретировали как "деревня" или "село" или "маленький город", в отличие от "хот" - "большой город". Так вот, оказывается, в период социализма сумы представляли собой центральные усадьбы коллективных хозяйств, ни больше ни меньше! на картах они писались как "сомон", но сейчас монгольское современное произношение изменилось, так "сомон" превратился в "сум".
И еще один указатель, даже с указанием километража. Правда, нам он ясности не прибавил. По GPS'у федералка поворачивала, не доезжая до Алтая... на деле все оказалось по-другому...
Обо (ударение на второе О) - так ЭТО называют во многих книжках и инет-ресурсах... Местные говорят "ово" (овоо)
Из истории:
В Монголии вдоль караванных дорог ранее сооружались каменные туры, служащие ориентирами в пути. Существует даже монгольская поговорка: «Если не воздвигнуть ово, куда же сядет ворона?»
Каждое ово имеет своего хозяина – духа местности, ему преподносятся жертвоприношения в виде пищи, брызганья вина, лоскутков материи, щепотки табака, сигарет, спичек, монет, бумажных денег, пуговиц. Подношение заключается не в вещах, а в вере. Достаточно подносить мандалу, воду, воображаемые дары. Ценность вещи не имеет значения – важен сам факт жертвоприношения. Подношения имеют символический характер, считается, что духи вкушают идеальную субстанцию подношений. В ово можно только класть, что-либо забирать из ово, т.е. отнимать у духов не рекомендуется. В Монголии на ово часто встречаются рога архара или горного барана, большое количество побелевших черепов баранов, лошадей и верблюдов, иногда множество костылей, автомобильных рессор, пучков конского волоса. По древней традиции перед обрядом жертвоприношения обо обходят три раза по часовой стрелке, символизируя тем самым уважение ко всем трем мирам: нижнему, среднему и верхнему. Затем представляются духу местности, рассказывают о цели своего путешествия, и уже после этого просят покровительства в пути или излагают ему свою заветную просьбу. Непосредственно, без жертвоприношения, обращаться к верховным божествам древняя традиция запрещает. Вначале следует обратиться к родовым духам и духам огня, затем к духам местности.
Верховным божеством у народов Центральной Азии считалось Вечно Синие Небо – высший представитель сил природы, которому подчинены прочие божества и все земные духи. Среди звезд выделялось созвездие Семи Старцев (Большая Медведица) о важности которого повествуют древние легенды.
Верующие верят, что многие поколения людей оставили здесь свою положительную энергию молитвы, мысли и чувства, поэтому здесь особым образом сочетается материя и энергия, и поэтому место рядом с обо благодатно для молитвы и медитации. Это – своеобразная «контактная зона» между мирами.
Вообще с ово все немного запутано, но интересно, в Интернете есть немного информации. Почитать подробнее можно тут
В очередной раз уточняем дорогу... Я заодно спросил одного, который немного понимал по-русски, что нужно сделать у ово, который стоял напротив... Монгол особо в подробности не вдавался, сказал, что нужно обойти по часовой стрелке и что-нибудь оставить духам... У Галки была конфета, поэтому мы прям на "Африке" объехали вокруг и кинули ее к подножью... нам несложно, духам - приятно :)
С обратной стороны ово выглядит менее приглядно - банки, бутылки и... почему-то костыли! После того, как Галка рассказала всем про костыли у обо, ей каждый раз предлагали поступить со своими также... или вообще их сжечь!
еще один "китаец" (а на заднем плане совсем маленькое обо)
Все подчиняется дороге Луча... даже облака
Дорога коварная, укатанная грунтовка, но иногда встречаются кучи камней. Заехав в такую кучу, Фродо не смог удержать мотоцикл и на всем газу красиво упал на левый бок, а затем его швырнуло на правый бок.
Баварец оказалкся крепким, лишь погнуло руль, а вот кофрам досталось капитально, один пробило, один сорвало с крепления, также погнуло рамку, удерживающую сами кофры. Рамку выпрямляли подручным камнем, молотка, естественно, с собой не было. На BMW появились боевые царапины и лопнул пластик, сам Фродо отделался синяками и ушибом. В течение этого дня он упал еще дважды, как потом я у него узнал, падать он привык и умеет, так что мы за него успокоились, только помогали поднимать иногда груженый мотоцикл.
Собссно, место падения не выглядит каким-то ужасным, но тем не менее...
Вот такие указатели километража иногда попадаются вдоль дорог, просто лежат на земле. Так что мы знаем точный километр, где упал Фродо :)
Давненько здесь не было дождей...
И еще один указатель. Поскольку у Фродо руль как-то покривел после падения, решили чуть сойти с трассы, заехать в Манхан ("манхан" по-монгольски "долина") заправиться, купить воды, узнать на предмет размена денег и руль выправить... И поехали на свою голову
Сразу понятно: где зеленые кочки - там вода, где вода - там и люди
Хотя чтобы вывернуть на нормальную дорогу, приходится проезжать вот такое...
Заправились (N47 25.686 E92 13.654) в Манхане стандартным 80-м, собрали небольшую толпенку зевак, решили отъехать от заправки и любопытных, чтобы все-таки выправить руль. В селе есть два банка, но рубли нам так и не поменяли...
То, чего нельзя делать на заправке. В картинках.
Хан Банк - скорее всего переводится как "Королевский банк", хан - это царь, монарх... Почему "хан", когда написано "хаан", спросите Вы меня? А я Вам отвечу Галкиными словами: в монгольском языке удваивают гласную или слог при написании, когда хотят показать, что туда падает ударение, но произносится эта гласная все равно как одинарная. Поэтому пишется "хаан" - читается "хан", пишется "Улаан-Баатор" - читается "Улан-Батор", пишется "Цагаан-Нуур" - читается "Цаган-Нур"...
Да-да, Монгол Шуудан Банк, который произносится как... правильно: Монгол Шу'дан!! а совсем не "Монго'л Шууда'н" как мы привыкли читать на марках :)
Самое главное, что есть в Манхане - это местные жители. Создалось ощущение, что они пришли сразу и все. Много, очень много, разного возраста. Сначала бегут голозадые дети, за ними дети постарше, за ними девочки разных возрастов, потом подходят мужички и женщины всевозможных возрастов и в заключение, ковыляя палкой, пенсионный дивизион, как же такое событие и без них.
Сказать, что это сильно раздражает - не сказать ничего... Хотя, потом мы мальца попривыкли
Ощущаешь себя Колумбом, ступившим на землю Америки. Что характерно, по всей видимости, монголы - кинестетики, им мало посмотреть на предмет, который они доселе не видели, им надо его пощупать, детям попробовать на зуб, потрогать, погладить, покрутить, постучать рукой или ногой, но просто смотреть это не для них. Некоторые, трогая тот или иной предмет, что-то спрашивали у нас - безрезультатно, так же как и спрашивать дорогу например у них.
В Улгие и Ховде, конечно, тоже подходили трогать мотоциклы... но не в таком же количестве!!!
Все это длилось минут двадцать, затем баварец вновь выдал Горно-Алтайскую ошибку из трех букв и вновь перестал заводиться. Вот это уже было из разряда "приплыли", потому что как эвакуировать мотоцикл из какого-то там Манхана, который где-то у черта на рогах, не знал никто... Но...
Путем экспериментов Фродо выяснил причину: антенна иммобилайзера на солнце перегревается и перестает воспринимать сигнал от ключа. Что делать? Правильно, полить обильно водой, так и сделали. Подъехали к магазину купить воды (не просто воды, а ледяной воды!!!), у магазина когда я заходил было три человека, когда вышел - на площади стало человек тридцать или даже больше. Опять все трогают, постукивают по кофру, что-то между собой обсуждая. Галка шлепает по рукам самых наглых, лезущих к ключу зажигания или крутящих ручку газа, те в недоумении отходят, как? Нельзя трогать? Это почему?
Сожрав по мороженному, остаток отдали детям. Фродо решил выпрямить погнутый руль кардинальным способом, вовремя подойдя, я предложил ему более гуманный вариант - выгнуть силой руль обратно, уперев колесо, а не разбирать всю рулевую конструкцию среди кишаших вокруг монголов.
Монгольское пиво "Боргио", гораздо вкуснее корейского
Купив все, что нужно, и выезжая, я обратил внимание, что позади никого нет, вернулся. Картина маслом, Андреич нахохлился и что-то в грубой форме, не стесняясь фраз (все равно они не понимают) лечит одного местного. Оказалось, представитель народности, пока все отвернулись, сел на мотоцикл и, красуясь, принялся крутить рулем и ручкой газа. Естественно, это вызвало бурную реакцию нашего представителя по связям с общественностью, он составил ноту и отправил монгола по адресу. Тот в свою очередь, отошел, сел на бревно, взял камень (орудие монгольских крестьян) и швырнул его в Андреича. Все. Я понял, щас произойдет кофликт международного уровня и никакое НАТО тут не поможет, достанется всем. Хорошо, что наш пресс-атташе не стал переходить рамки, установленные конвенцией, а просто нахлобучил панамку челу на нос, вырвал сигарету у того изо рта, положив её сверху. И что вы думаете? А деревня стоит и смотрит, они не понимают, с какой стати мы так агрессивно себя ведем. Почему эти белые дикари кричат и так рассержены. Тут роль Колумба закончилась и я ощутил себя персонажем кинофильма «Планета Обезьян». Хорошо, что закончилось все миром, мы поехали дальше.
Стоянка для коней и мотоциклов
Начались броды. Много, много бродов. Не очень глубоких, с небыстрым течением и довольно широких.
Проехав их, вновь вышли на дорогу и степь и, как водится, километров через тридцать поняли, что едем не туда. Спросили дорогу еще раз... чтобы не огибать горную гряду длиной в 400 км, лучше вернуться. Досадно, это значит, что путь идет только через чудо-село Манхан, о котором у нас впечатления очень даже свежи.
Еще разок поваляли БМВ
Лошадь принимает самое непосредственное участие в подъеме мотика :)
Кого же тут съели..?
В окрестностях Манхана я предложил заночевать. Много ручьев, достаточно далеко от города. Поддержки не получил. Получил только ругань от Андреича. Однако через пару километров - пробой переднего колеса на XRe... честно, я гвоздь не кидал, остаемся ночевать у ручьев.
Однако, на таком вот - ставить палатки проблематично... Пришлось спускаться вниз, поближе к воде
Стали ставить палатки, как видим, с ближайшей юрты к нам через брод чешет монгол. Подошел, поздоровался, присел на корточки, внимательно наблюдая за процессом, как Фродо собирает палатку. В один из моментов не выдержал и пошел помогать. Очень участливый, аккуратно и вдумчиво, слушаясь комментариев Федора. Затем подскакал еще один монгол и незамедлительно увлекся процессом инсталляции жилища. Поставив мини юрту, принялись помогать мне, затем монголы угостились сигаретами, потолковали о чем-то меж собой и также неторопливо разошлись. Занавес.
Я достаточно быстро лег спать, а товарищи долго еще болтали у костра, распивая чаи и любуясь на звезды. Спать было неудобно, почва жесткая и неровности, когда ставили палатку, были не видны, ко всему прочему ощутимо похолодало.
На утро на небе ни облачка, жарко с самого рассвета. Собрали лагерь, добортировали колесо, заменив камеру, и вновь направились к "любимому" Манхану, видневшемуся на горизонте.
Вот так монголы перевозят скот :)
Видимо, опять немного сбились с дороги, потому что броды были совершенно другие. Один из них просто так не дался. Проехав половину реки, течением покренило и повело вправо, заглох, завел мотор вновь, тронулся, течением понесло вновь, заглох, выехал на третий раз, везде песок и зыбкие камни, отъехал на ровную площадку - вижу Андреич машет руками, стойте!
Не сразу нашел место для упора, тот норовил уйти в грунт. Бегу к броду, мотоцикл лежит на боку вдоль течения, вода заливает его с верхом, под мотоциклом плачущая Кэндл. Одному мотоцикл из воды не поднять, забежал в воду, кричу: - Поднимаем! Ухватился, подняли. Андреич кричит Кендл: - Отползай, в сторону отползай! Она плачет от боли и с трудом пытается отползти из ледяной воды, накрывающей её почти с головой. Я держу и пытаюсь выкатить мотоцикл. И в этот момент, в суматохе мы замечаем метров в десяти от нас мотоцикл, на нем сидят два монгола и смеются. Им весело! Цирк! Очень вовремя они убрались во своясе, иначе добром бы дело не кончилось, лично с радостью бы стер эту улыбку с лица кого-нибудь из них.
Первое впечатление от случившегося - перелом, потому что на ногу опереться невозможно. Наколенник сполз и удар пришелся в уже битое несколько лет назад место ноги Кэндл. Но понемногу все успокоилось. Потихоньку допилили до Манхана, накормили Ирку обезболивающим из аптечки, затарились водой и бензином. Заколдованное место какое-то - этот Манхан, никак не хотело нас отпускать.
Только потом Галка вспомнила, как мы угостили духов конфеткой перед Манханом и объехали ово... хотите верьте, хотите - нет, но единственным мотоциклом, с которым ничего не случилось в этом месте, оказалась Африка.
Проехав село, нашли мост и пошли верным курсом, в сторону сума Дарви. Пейзаж оставался прежним, дорога не радовала покрытием, грунтовки разной накатанности. Фродо во время заметил, что у него болтается приборка - пришлось снять ее вообще.
Проехали забавное место - ручейки текут прямо через дорогу, монголы останавливают машины, чтобы набрать здесь воды в канистры (N47 08.838 E92 44.564)
Пока наслаждались водой, кто-то заметил странное создание в воде... саранча, что ли? вроде, нет... и белая какая-то
Потом кто-то догадался перевернуть ЭТО ботом. И эта штука сразу стала выглядеть очень угрожающе... и взгляд у нее неприятный... и хвост скорпионий... вот кто это?? Связываться не стали, а Галка очень серьезно попросила эту шнягу, чтобы она "сказала всем своим, что нас трогать не надо, мы хорошие, и ее вот отпустили с миром"... Нас и вправду никто не трогал за время поездки.
GPS говорил, что мы идем верным курсом и, действительно, километров через восемьдесят мы въехали в Дарви (N47 06.447 E92 50.100), местные почему-то произносят это название как "Дарв'у".
Зашли в цайную, как водится. Цай здесь был совсем другого вкуса и больше похож на бульон, чем на чай.
Цайны газар - чайное место
Купили воды и батареек для GPS в супер-маркете. Супер-маркет - это магазин, где продается всё, в том числе и китайский мотоцикл :)
Бензоколонка в городе есть, но она закрыта. Расспрос местных показал, что в городе бензин есть, но только с рук по спекулятивной цене. Посадил позади себя монголку, поехали искать частного заправщика.
И правда, в машине стоят канистры и с них наливают контрафактный бензин, цена для местных 1800 тугриков, для нас спеццена 2000 тугриков. 50 рублей за литр! Вежливо отказавшись, мы вернулись за Галкой. В принципе, у всех были практически полные баки, так что до следующего города вполне должно было хватить. Ох, как мы ошибались.
Выехав из Дарви, мы продолжили двигаться по GPS. Не могу точно вспомнить, где мы заплутали вновь. Кажется, на перекрестке на вершине холма. Точнее, назвать перекрестком это нельзя, это пучок дорог, семь или девять, в разные стороны. Поверив gsp, мы свернули на одну из них и поехали искать федералку. Её нигде нет, точнее по карте она проходит в километре, скажем, от нас, но её там нет! Поехали по каменистой степи в надежде найти её следы, так и есть, попалась. Ага! Действительно очень похожа на заброшенную федеральную трассу. И на карте гпс она есть. Запахло холодным пивом и ужином.
Но не тут то было, дорога опять пропала, оставив нас в глубоких песках ни с чем. И GPS помогал тут весьма условно. На нашей карте были обозначены только "дороги" и населенные пункты, без ландшафта. У Фродо был ландшафт, но мелкие населенные пункты, сумы, открывались только когда к ним более-менее близко подъедешь. Почему-то его ГПС работал в режиме "туман войны"...
Поскольку на такую длительную плутовку мы не рассчитывали, то запасы воды у нас кончились к тому моменту уже как несколько часов. Жара в этот день выпала 43 градуса. Выступающий пот мгновенно сушил горячий ветер, а это сильно способствует обезвоживанию организма, плюс постоянные физические нагрузки. Жажда. Так зовут этого удава, который постепенной сводится вокруг вашей шеи. Сначала все происходящее - заканчивающийся бензин, отсутствие воды и людей вокруг, - в принципе, кажется вам как забавный казус, легкое приключение на лоне природы. Еще через пару часов, когда начинает смеркаться, до вас начинает доходить, что «до ветру» вы крайний раз ходили утром, когда выпили стакан вкусного чая, а еще вы выпили примерно два литра воды из бутылок, но где они?
Удав понемногу сворачивается у вас на шее. Глотка сохнет, привкус во рту, губы опухают и трескаются, их даже толком нечем облизнуть. Очень хочется пить. В лучах заходящего солнца уже не так жарко и даже ощущается прохладный ветерок, но меньше от этого пить не хочется. На закате высохшие русла рек, которые здесь были возможно неделю или две недели назад, блестят, создавая иллюзию воды. Андреич, съездивший на разведку в засохшее русло, в который раз вернулся ни с чем.
До города указанного на обоих GPS, Бичегта, остается всего ничего, 16 километров, но вновь дороги расходятся и казавшаяся нам верной хорошая дорога через несколько километров оказывается непроходимой из-за глубокого песка.
Фродо роняет мотоцикл, раз, два, еще роняет. Разворачиваемся назад, мы видели лошадей, а значит там есть вода. Вода, действительно, есть, но пить её невозможно, все истоптано лошадями и усыпано испражнениями, практически высохший ручей загублен. Мозг думает только о воде, ну еще иногда о бензине. Десять литров, что у нас было с собой, мы разлили Кэндл и Андреичу. На Африке запасу остается километров пятьдесят.
Темнеет, решаем все же попытаться доехать до этого города Бичегта. Едем просто по степи, стемнело окончательно. Продолжаем ехать, пытаясь объезжать крупные камни и периодически заседая в песках. Федор падает еще несколько раз.
Нашли конную тропу, ооо! Поехали по ней в верном направлении, за несколько километров до Бичегта, понимаем, что дорога эта ведет к давно покинутым юртам. Не падать духом. В свете фар находим еще одну дорогу, продолжаем движение. Засуха. Вокруг и в нас. День уже ничего не ели. Силы на исходе, до города остается три километра. Сворачиваем… да, кажется мы нашли верную дорогу, в темноте, это кажется практически невозможно, но это так! Направление совпадает, до города меньше километра, даже как будто слышен лай собак. Вновь возвращается настроение, силы, в мыслях баночка холодного пива и ужин. В темноте видна пока что только дорога, петляющая и таящая опасности в виде булыжников и песка, но дорога верная!
Галка - штурман, отсчитывает расстояние до города. Километр! Пятьсот метров! Я в недоумении, я не вижу огней! Триста метров! Значит должен быть поворот, иначе я бы давно видел город, должен быть поворот, иначе… сто метров! Где этот чертов поворот! Стой…! Галка передает мне gps и сообщает, мы в центре города. Подъехали друзья, огляделись. Справа скалистая гряда гор, слева широкая степь и где то очень далеко вновь гряда гор насколько можно видеть.
Как в анекдоте: - Город видишь? - Нет. - А он есть!
В молчании Фродо произносит фразу: "Человека нельзя так обламывать!"
Все его поддерживают молча. Не пить столько времени и лечь спать, означает что воды вы не получите еще как минимум полсуток, от этой мысли настроение не улучшается. Gps не врет, мы приехали в назначенный пункт, но города нет, нет и людей, а значит нет воды, нельзя приготовить еду (печенье как-то не канает), нет бензина и пока нет никаких идей.
Поставив мотоциклы, все разбрелись, кто куда. Расстроенный и в думах я пошел в степь, столь часто выискивая ту самую федералку, она мне уже стала мерещиться даже ночью. При свете луны. Прошел метров пятьдесят, ландшафт под ногами изменился, начались кочки. Потрогал, немного мягкие и непесочные, прошел еще немного, что-то блестнуло, я наклонился и пощупал. Вода!? Снял перчатку, проверил, да, действительно вода и проточная, значит ручей или родник (N47 05.753 E95 04.382). Запах скота не чувствовался, так что это вода могла быть пригодна для питья! Обернувшись в сторону лагеря, увидел товарищей, медленно и понуро распрягавших мотоциклы. Кто-то сидел просто земле, кто-то занимался делом. Хаха… Кричу им, эй народ?! В ответ, ну чего тебе!? Тащите бутылки, нож и фонарик!
Послышался треск бутылок, вырываемых из-под сеток, хруст колючек, стук кофров и открываемых молний. Я так и не узнал за время поездки, как дрожит сердце от топота сотни лошадей, но знаю, как бегут к источнику, сломя голову, друзья, которых мучит несусветная жажда.
Осветив вокруг, следов скота я не увидел. Выкопав ямку, чтобы можно было притопить бутылку, дали время воде стечь и вымыть песок. Наполнили бутылку наполовину, просветили фонариком - прозрачная холодная вода без песка и растительности. Мы взяли с собой в поездку обеззараживающие таблетки, марганцовку, воду собирались кипятить... куда там! Дал бутылку Кэндл, одним махом она осушила литр и попросила еще. Набрал еще бутылку, отнесли ребятам, оставшимся в лагере. Боевой дух заметно поднялся, напившись вдоволь, поставили палатки, приготовили поесть.
Галка на радостях открыла алтайский бальзам, купленный на Телецком озере. С кровью и пантами марала. Чай с алтайским бальзамом в Монголии после тяжелого дня - самое то!
Я в монгольской степи пил алтайский бальзаааам...
Ненаглядной монголке я цаааай наливааал...
Ненаглядной монголке я цаааай наливааал...
Оставалось решить вопрос бензина и наше положение будет спасено. В думах о бензине легли спать, ночью мне, видимо, снилась вода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий